В рождественские дни, а точнее, 28 декабря 1895 г. у входа в "Гран-кафе", что на бульваре Капуцинов, появилась афиша, приглашавшая посетить представление "Кинематографа Люмьер". Люмьер - фамилия изобретателей кино, братьев Луи Жана (1864-1948) и Огюста (1862 - 1954). Слово lumiere по-французски означает "свет". Судьба, можно сказать, позаботилась о том, чтобы у создателей зрелища, основанного на воспроизведении движения с помощью света, оказалась соответствующая фамилия.
Те, кого любопытство заставило заплатить один франк за билет, спускались по винтовой лестнице в нижний зал кафе. Здесь у одной стены было натянуто белое прямоугольное полотнище, а у противоположной стоял на штативе ящик, напоминавший аппарат фотографа. Зрители остолбенели: то, что наши современники видяткаждый день и на что уже не обращают внимания, в конце XIX столетия увидели впервые! Между тем движущиеся картины сменяли одна другую. Лодка качалась на волнах. Пожарные выезжали на пожар. В середине зала в несколько рядов стояли стулья. Когда зрители заняли места, свет в газовых рожках, освещавших помещение, померк, а экран осветился ярким трепещущим сиянием. Спустя несколько мгновений на белом прямоугольнике появилась проекция фотографии площади Белькур в Лионе. "Неужели нас обманули и заманили в этот зал только для того, чтобы позабавить картинками из „волшебного фонаря"?" Но не успели зрители так подумать, как лошадь на фотографии, запряжённая в повозку, пошла на них, а вместе с ней задвигались прохожие и покатили экипажи.
Стена обрушивалась в клубах пыли... А когда в глубине экрана появился паровоз и, увеличиваясь в раз мерах, стал надвигаться на зрителей, многие непроизвольно вскрикнули и подались назад. В заключение сеанса была показана комическая сценка "Политый поливальщик" - о том, как проказник мальчишка подшутил над садовником. Вода, неожиданно ударившая в лицо поливальщику, - типичный образец кинематографического трюка, а маленький фильм "Политый поливальщик" - прообраз более поздних бесчисленных трюковых комедий.
Аппарат братьев Люмьер был прост и надежен. В небольшом деревянном ящичке были удобно расположены объектив, грейфер - механизм для продвижения пленки, обтюратор - устройство, позволяющее закрывать объектив в момент смены одного кадра другим, и две кассеты для пленки (подающая и принимающая). Аппарат приводили в движение ручкой. Нормальная скорость пленки в этом аппарате была 16 кадров в секунду. В задней стенке аппарата разместили дверцу, которую можно было открыть. Поместив за ней дополнительный источник света, вместо съемочного аппарата получали проекционный. Поэтому первые кинооператоры с камерами братьев Люмьер были еще и киномеханиками.
Первая программа братьев Люмьер, показанная в Париже
- "Выход рабочих с фабрики Люмьер"
- "Ловля красной рыбки"
- "Прибытие в Лион участников Конгресса по фотографии"
- "Обед" (более известна под названием "Завтрак ребенка")
- "Вольтижировка" (искусство верховой езды)
- "Кузнецы"
- "Садовник" (или "Политый поливальщик")
- "Прыжки на одеяле"
- "Площадь Корделье в Лионе"
-
"Море"
|